«Чёрные ящики» надо искать в Москве

Радиограмма из экспедиции «Известий»: «Работа временно прекращена. Шторм. Находимся близ Монерона. Ожидаем благоприятной погоды для погружений па дно». Пока возле острова Монерой в Татарском проливе на судне «Гидронавт» продолжается наша экспедиция по поиску остатков самолета-гиганта, из разных точек — с Сахалина, из Москвы и даже из Тель-Авива — приходят сенсационные сообщения, касающиеся трагедии восьмилеткой давности.


«Чёрные ящики» надо искать в Москве

В расследовании тайлы южно-корейского лайнера, сбитого в ночь на 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином, самым темным пятном, раскрытие которого сулит ответ на основные вопросы этого громкого международного инцидента, по-прежнему остаются «черные ящики». Речь об аппаратуре, которая вела техническую запись полета КАЛ-007, и переговоры пилотов внутри кабины. Где эти «черные ящики»? Расшифрованы ли записи из них, если удалось найти и поднять со дна эту электронику?

Репортерская работа, проведенная «Известиями», приводит к выводу: да, «черные ящики» (иди по крайней мере один из двух) были найдены и доставлены в Москву. Об этом есть свидетельства на наших диктофонных пленках и в блокнотах. Но свидетельства эти — косвенные. Теперь, после исследований сахалинского журналиста В. Кульбакова, можно утверждать: мы были правы, и тайна корейского «Боинга-747» хранится л Москве, в армейских и Комитета госбезопасности архивах. Новое руководство Генштаба обещало помочь разыскать «Известиям» эти «ящики». С подобной же просьбой обратились мы и в КГБ СССР. Надеемся, что наконец возобладает разум, и мы сможем рассказать правду. А пока...

Существует и много версий относительно затяжных — с 1 сентября аж до 20 октября - поисхов в Татарском проливе, что последовали после двух ракетных залпов с Су-15, пилотируемого Геннадием Осиповичем. Но искали, как уже ясно, тогда — восемь лет назад — не останки погибших 269 людей. Искали «черные ящики». И, по-видимому, именно 20 октября нашли.

Суть такого утверждения основывается на воспоминаниях водолазов-глубоководников.

Итак, рассказывает М: «Ящиков было два. На самом деле они вовсе не «черные», а ярко-оранжевые — сам видел. Нл в одном были записи развлекательных программ (?: Лишь этот факт ие укладывается ни в одну возможную теорию, — Авт.), в другом же — данные, представпяющие повышенный интерес для спецслужб. Его тут же увезли».

А теперь — цитата того самого документа, акта, скрепленного множеством подписей, о поднятии «черного ящика», В тот день.., «водолазами подняты с грунта: Первое — закрытый блок с закругленными углами, оранжевого цвета, с электрическим приводом и обрывками проводов»...

И о живых пассажирах, погибших восемь лет назад

Новость эта пришла из Израиля. Иерусалимский исследовательский центр, объект основного интереса которого — тюрьмы, психлечебницы и концлагеря в Советском Союзе, распространил заявление поистине сенсационное.

Сенсация в том, что, как показывают некоторые результаты расследования, проводимого центром с восемьдесят девятого года, пассажиры южнокорейского «Боинга» не погибли.

...«Боинг» — по израильской версий — совершил посадку на воду. Пассажиров с него сняли и отправили в лагерь вблизи города Советская Гавань. А одного из пассажиров, летевшего первым классом, конгрессмена Ларри Макдональда, рьяного антисоветчика, прямиком послали в Москву, на Лубянку и поместили в следственной тюрьме Лефортово, Самолёт же был отбуксирован на большую глубину и затоплен.

Эта операция была осуществлена, — цитируем израильские документы, — «Советской береговой охраной под командованием - генерала КГБ Романенко... который действовал по приказу маршала Огаркова», получавшего распоряжения «непосредственно от Андропова, лично следившего за развитием ситуации». В конце концов, говорится в заявлении: «Романенко тоже исчез: его имя было изъято из компьютерной памяти КГБ. Получилось так, будто он вообще никогда не существовал».

Центр дает понять: по его данным, Ларри Макдональд до сих пор жив, живы и содержатся в лагерях взрослые пассажиры, а дети «отделены от родителей и отданы в сиротские дома в одной из среднеазиатских республик».

Первая (и естественная!) реакциям перед нами — полный бред. И все таки, послушаем аргументы...

...По теории Иерусалимского центра, «Боинг» благополучно приводнился. Эту теорию центр подтверждает, в частности, ссылками на показания конкретных советских источников, список которых мы намерены опубликовать в ближайших номерах.

Если сказать честно, то именно конкретные адреса и фамилии организаций и специалистов, участвовавших так или иначе в трагедии КАЛ-007, заинтересовали редакцию в докладе из Израиля. Потому что серьезно относиться к версии о живых пассажирах, томящихся в ГУЛАГе, мы, естественно, не можем. Расследование «Известий» полностью опровергает эту часть сенсации. В досье редакции, в частности, хранятся десятки уникальных негативов. Это — съемка, сделанная на глубинах около двухсот метров в Татарском проливе (там, где сейчас находится наша экспедиция). Но сделана съемка эта осенью 1983 года с глубоководного пилотируемого аппарата, того, что нашел под водой массив, на котором лежат. обломки «Боинга-747».

Речь о фотодокументах, полученных непосредственно операторами, а так же с помощью, автоматической бортовой фотокамеры, которая «щелкала» через строго определенные промежутки времени и маркировала негативы. По этой маркировке легко доподлинно установить и время, и место съемки. Коротко говоря, такие документы, а еще и обломки «Боинга», личные вещи пассажиров и кое-какие бумаги, поднятые с глубин, которыми располагает редакция, однозначно доказывают гибель КАЛ-007. Причем гибель в конкретном районе. Но принцип расследования такой трагической и до крайности запутанной истории заставляет нас не отбрасывать с ходу самые нелепые версии. Поэтому продолжим об израильском материале.

Центр, прежде чем поделиться своей информацией, довел ее до сведения сената конгресса Соединенных Штатов.

Между тем американская ассоциация семей жертв КАЛ-007 направила письмо Президенту России Борису Ельцину (копия этого письма также в наших архивах). Ельцин — пока единственный в СССР государственный деятель высокого ранга, который публично заявил о своей готовности помочь выяснить детали трагедии над Сахалином. Заявление это, правда было отчасти вынужденным: Борис Ельцин сделал его а ответ на вопрос в лоб, который ему быв задал в «живом» эфире во время телевизионной встречи с американцами, устроенной телекомпанией Эй-би-си.

Ганс Эфраимсон, председатель - ассоциации, написавший уже, наверное, сотню писем в различные советские инстанции, в том числе и Горбачеву, и получивший ответ от единиц (Горбачев не ответил ни разу), как раз и задавал тот «наводящий» вопрос в телеэфире. Теперь он направил письмо Ельцину. Вопросы и просьбы прежние. Главная сообщить наконец, что же в действительности случилось с пассажирами.

Адмирал Сидоров; пора раскрывать все секреты.

Это имя мы впервые упомянули в газете в связи с расследованием трагедии КАЛ-007 только недавно, в репортаже «Экспедиция «Известий» уходит к месту гибели южнокорейского «Боинга» («Известия» № 249). Тогда бывший командующий Тихоокеанским флотом признался в том, кто и как запрещал ему сообщать редакции любые сведения относительно судьбы «черных ящиков». И все-таки остается неразъясненным простой (во всяком случае для нормального человеческого мышления) вопрос: что за чудовищные секреты хранили эти электронные приборы? Неужто супер-шпиоиские данные? Тогда, следуя элементарной логике, советской стороне имеет полный смысл срочно предать гласности подобную информацию! Подтвердить свою официальную — 1983 года пробы — версию: «Боинг» залетел к нам в воздушное пространство с вредительской миссией. Вопрос о его уничтожении в этом случае будет хоть как-то для мировой общественности объясним.

Но молчат компетентные ведомства... И нам вспомнилось признание бывшего старшего офицера из ГРУ (Главного разведуправления Генштаба), которое тот сделал в интервью по поводу трагедии южнокорейского лайнера. «Поймите, такие организации, как КГБ или разведка и контрразведка, чаще всего секретят материалы вовсе несекретные, но те, которые показывают не нашу силу, а нашу слабость или промахи».

И вывод: мы боимся обнародовать содержание «ящиков», ибо тогда станет ясно, что сбили мы обычный пассажирский самолет.

Говорит адмирал Сидоров: «Маршал Ахромеев, который вызывал меня после первых публикаций «Известий» и от которого я получил указания как действовать при встречах с вашими корреспондентами, — был категорическим - противником рассекречивания «черных -ящиков». Почему? Я могу высказать только свои предположений. Во-первых, аргумент экономического характера: содержание «ящиков», как вы правильно считаете, работало против СССР, и тогда в случае их обнародования нам надо было бы выплатить огромную компенсацию семьям погибших. Вторая версия — политического характера: спецслужбы США и СССР могли о чем-то между собой договориться в случае, если содержание «ящиков» работало против американцев. Впрочем, это только мои предположения — в расшифровку этих приборов я не заглядывал. Знаю только точно: они были вывезены на военном самолете с Сахалина в столицу, а дальше ими занимался КГБ. Вот там и ищите».

Что мы — репортеры «Известий» - и делаем сейчас.

Л. ИЛЛЕШ, Л ШАЛЬНЕВ, спец. корр. «Известий».

НЬЮ-ЙОРК - МОСКВА ЮЖНО-САХАЛИНСК

«Известия», 22.10.1991

«Черный ящик» исчез, потому что был найден?

Трагедия, произошедшая без малого восемь лет назад, вряд ли забудется скоро, если вообще когда-нибудь забудется. Страшная ночь с 31 августа на 1 сентября 1983-го, когда в небе над Сахалином советские самолеты ПВО сбили южнокорейский самолет «Боинг-747», выполнявший рейс Нью-Йорк — Сеул с 269 пассажирами на борту.


Statistics: 21




Все публикации


Синие лампасы

«Если бы большевики и анархисты нашли действительный путь спасения и возрождения России, я был бы в их рядах». Атаман А. Дутов.