А вы сожалеете?
Размышления после празднования Дня воина-интернационалиста
В НАШЕМ городе существует много хороших традиций. Одна из них — каждое третье воскресенье мая отмечать День воина-интернационалиста. Традиция еще молодая. В зтом году, 20 мая, свой праздник воины интернационалисты отмечали только третий раз. День города совпал в этом году с Днем воина-интернационалиста.
Участники событий в Афганистане, их родные и близкие, родственники тех, кто не вернулся с этой долгой войны, собрались в 10 часов утра в районе парка им. В. Чкалова и, дабы не мешать Городским торжествам, прошли по закоулкам к памятнику погибшим в Афганистане на Набережной им. В. И. Ленина. У памятника состоялся митинг, на котором выступали «афганцы», матери и вдовы погибших и гости нашего города. По окончании митинга его участники проехали в парк им. Т. Г. Шевченко, где в летнем театре состоялся концерт песни, рожденной на земле Афганистана. Исполнителем этих песен был ансамбль городского объединения ветеранов Афганистана «Афганский ветер». Из парка им. Т. Г. Шевченко колонна автобусов развезла всех принявших участие в праздновании Дня воина-интернационалиста по кладбищам города, где захоронено более 500 человек, погибших в Афганистане.
Так и планировали закончить этот день его организаторы — члены Совета городского объединения ветеранов Афганистана.
На следующий день сосед по Дому спросил меня: «Правда ли, что ваши «афганцы» избили «руховцев»? Возникли вопросы: кто, кого, когда, за что? Когда узнал, кто пострадал, был поражен еще больше. Я лично знаком с некоторыми людьми из числа пострадавших. Как могли «афганцы» поднять руку на этих людей? Подобные мысли не давали покоя. Решил разобраться, как это произошло. Выявить участников драки труда не составило. Фамилии их опускаю, так как идет следствие и последнее слово за компетентными органами.
Как же об этом событии рассказывают его участники?
ГРУППА «афганцев» вместе с женами и детьми шла по аллее проспекта им. К. Маркса в сторону вокзала. Выло это в воскресенье, 20 мая, около 17 часов» Двое ребят отделились от группы и перешли на правую сторону проспекта, чтобы позвонить домой из телефона-автомата. Остальные остановились на аллее и стали ожидать своих товарищей. Получилось так, что группа «афганцев» из 6—8 человек, в камуфлированной форме с орденами и медалями, надетыми по случаю праздника, оказалась стоящей напротив членов «Руха», собравшимся у Почтамта.
Как вспоминают «афганцы», какой-то мужчина в светлом костюме стал показывать на них другим «руховцам» и называть обидными словами: фашисты, убийцы и т. д.
Думаю, что слышать подобное никому не доставит удовольствия. Это заставило «афганцев» перескочить через ограждение аллеи и подойти к почтамту. Вначале была попытка доказать, что они не виноваты а том, что служить пришлось в Афганистане, стрелять, терять товарищей, возвратиться не только с искалеченным телом, но и душой. А в ответ выкрики «Москалі, «Комунякі».
Из толпы закричали «Гегь звідси». Кто-то пытался оттолкнуть ребят. На этом парламентская форма дискуссии завершилась. После того, как «афганцы» ощутили, что их отталкивают, в ход был пущен такой «веский аргумент», как кулак. К сожалению, аргумент не самый убедительный. Особенно печалит то, что среди пострадавших оказался человек невиновный, тот, кто стремился уладить, конфликт, успокоить обе стороны и волею случая оказался в первых рядах. А куда делся мужчина в светлом костюме? Человек, заваривший всю эту кашу? Очень надеюсь, что его, фамилия будет установлена. Пока она не известна, но я хочу ответить ему за своиих товарищей.
Итак, гражданин в светлом костюме, нас, как вы выразились, «фашистов и убийц», по области более девяти тысяч. 216 уже никогда не смогут ответить на Ваши оскорбления ни словом, ни кулаком. Не знаю, кем бы сегодня стали они, какого цвета флаг взяли бы в свои руки, на это никто не ответит. Но многие из них в своей жизни даже не успели обнять девчонку. Так в чем же их вина? Ответьте этим девчонкам, матерям, отцам, женам, детям, ставшим сиротами.
К «афганцам» крепко прикипел термин «воин-интернационалист». Хорошее слово — интернационалист. Оно возникло у нашего народа само собой, вероятно, по аналогии с 1936 годом, событиями в Испании. Но термин этот не отражает всего смысла пребывания наших войск в Афганистане. Сообщаю вам, гражданин, мы ехали в Афганистан выполнять не только интернациональный, но прежде всего свой патриотический долг.
Я хорошо помню, как нас, офицеров, готовящихся пересечь границу, собрал начальник Политуправления ТуркВО и говорил о том, что не введи мы свои войска в Афганистан, туда вошли бы войска США, что Амин предатель, предавший идеалы Апрельской революции, готовый идти на соглашение с американцами и разместить их военные базы у наших южных границ. Об этом я говорил своим солдатам, и все мы, солдаты и офицеры, были твердо убеждены в том, что защищаем южные рубежи нашей Родины. Нам говорили, и мы в это свято верили, что лучше врага остановить на пороге, чем пустить его в дом.
Сегодня с высоты нашего времени, можно критически относиться к интересам Советского государства в южном регионе. Но виноваты ли мы в том, что верили своим руководителям? Верили даже тогда, когда смотрели телепередачи из Афганистана, где солдаты Ограниченного контингента активно разбивали цветники и парки, строили дороги и школы, а цинковые гробы уже приходили... Когда создавали памятник погибшим в Афганистане в нашем городе, возникли трудности в выявлении всех фамилий погибших по области. Особенно тех, кто погиб в первые годы, когда скрывался сам факт ведения этой войны.
ПЕРЕД памятником погибшим в Афганистане девять черных камней, символизирующих девять лет войны. Еще Никто из наших политиков, историков, социологов не определил в полной мере влияние этого периода на жизнь нашего общества. Невозможно пройти через горящий дом, не получив ожогов. Скольких опалила эта войны физически и душевно? Только в нашей области у более чем 500 человек зарегистрированы ранения и контузии, 250 стали инвалидами. Многие ушли в себя, отгородившись от внешнего мирз глухой стеной и носят в себе боль от увиденного и пережитого.
Уже полтора года, как вышли наши войска из Афганистана. Каждый сейчас живет своей жизнью, вспоминая пройденное и пережитое при встречах с друзьями да в кошмарных снах. А скольким сломал судьбу Афганистан? Мы не знаем, Сколько развалилось семей офицеров и прапорщиков, служивших в Афганистане? Не все выдержали трудное испытание разлукой, не все смогли сохранить свои чувства к возратившммся калекам, Жаль, что нет такой статистики. Молчит наша статистика и о том, сколько человек переболело инфекционными заболеваниями, такими как гепатит, тиф, малярия. А ведь это — почти каждый второй.
Да, гражданин в светлом костюме, мы убивали. Но и нас убивали. Пятнадцать тысяч молодых, здоровых ребят сложили головы в Афгане. Не дай Вам бог видеть, как подлетали на фугасах БТРы или БМП, как потом достают из десантов чьи-то руки и ноги. Не дай бог Вам быть на месте тех родителей, которым привезли в цинковом ящике все то, что осталось от их сына — «фашиста и убийцы», как Вы выразились.
Да, «афганцы» 20 мая ввязались в драку. Видимо, сказалась легко ранимая психика. Но как бы там ни было, рукам нельзя давать волю. Степень виновности каждой стороны в данном конфликте определят компетентные органы. Сам факт происшедшего обсужден на городском Совете ветеранов Афганистана. Ребята сожалеют о случившемся.
А сожалеете ли Вы, гражданин в светлом костюме?
А. ПОУХ, член Совета объединения ветеранов Афганистане, преподаватель военной кафедры горного ниститута.
«Днепр вечерний», 09.06.1990
Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане
Освободить бывших военво-:лужащих от уголовной ответственности за преступления, совершенные ими во время прохождения воинской службы в Афганистане
Так мы вошли в Афганистан
Сегодня есть возможность приоткрыть завесу над тайной принятия решения о вводе советских солдат в Афганистан. Вокруг этой тайны до сих пор кипят страсти, и, как мне кажется, настала пора кое о чем поговорить. Разумеется, в пределах информированности...
Statistics: 44
Почему правоохранители на Востоке Украины не будут разгонять митинги
Донецкая милиция не разгоняет свои митинги, к блокпостам вокруг города приезжает просто посмотреть. Сгрудятся, постоят в кружочке и уезжают, никого не арестовывая. А этот человек в форме, он стоял и смотрел на митинг. С улыбкой. И вот он согласился поговорить.