«Черный ящик» исчез, потому что был найден?

Трагедия, произошедшая без малого восемь лет назад, вряд ли забудется скоро, если вообще когда-нибудь забудется. Страшная ночь с 31 августа на 1 сентября 1983-го, когда в небе над Сахалином советские самолеты ПВО сбили южнокорейский самолет «Боинг-747», выполнявший рейс Нью-Йорк — Сеул с 269 пассажирами на борту.


«Черный ящик» исчез, потому что был найден?

О ночной трагедии долгое время ходили самые невероятные слухи. Помимо моральных последствий, история эта имела последствия политические, осложнив, в частности, н без того непростые отношения Советского Союза и Японии. Дело в том, что на борту сбитого авиалайнера находились и граждане Японии.

А поскольку в этой истории до сих пор не все ясно, у Японии есть к нам вполне закономерные вопросы. Один из них: почему до сих пор японской стороне не предоставлена информация, содержащаяся в «черных ящиках» с «Боинга»? Как известно, этот «ящик» представляет собой специальный магнитофон, записывающий переговоры экипажа во время полета, а также характеристики полета: курс, высота, скорость и т. д. По мнению японских властей, «ящики» были нами найдены и теперь скрываются. Мы, разумеется, это отрицаем.

И вот на днях советскому внешнеполитическому престижу придется, видимо, пережить еще одно испытание. Судя по сообщению агентства «Киодо Цусив», официальный Токио намерен потребовать от СССР «черные ящики». Агентство ссылалось на некоего высокопоставленного чиновника из японского МИДа, а также на утверждения японских газет, что наконец-де получены доказательства находки «ящиков»...

Естественно, первым делом я позвонил в «Киодо». Там подтвердили прохождение этой информации по каналам «Киодо», но объяснить, что же лежит в ее основе, не смогли.

В посольстве Японии о случившемся не знают и предлагают позвонить в Токио, в МИД. В Токио, несмотря на позднее время, меня соединяют с сотрудником, занимающимся СССР. Он очень любезен: «Да, мы уже неоднократно обращались к СССР с просьбой допустить нас к «черным ящикам», но советские власти отрицают их наличие. Скорее всего информация о том, что «ящики» действительно находятся в СССР, взята из вашей газеты «Известия», которая много писала об этой катастрофе. Больше мне ничего не известно. Возможно, МИД Японии вновь обратился по этому поводу к СССР».

Все. Круг замкнулся.

Но через полчаса раздается звонок из «Киодо». Они связались с Токио и выяснили, что «кашу» заварила газета «Иомиури», опубликовав в понедельник интервью своих корреспондзнтов с советскими водолазами, участвовавшими в подъеме «черных ящиков» со дна моря.

Пытаюсь выяснять, у кого же могли бы быть эти самые «ящики», если их подняли. ПВО кивает на моряков, моряки — на военных, военные советуют обратиться к морякам.

Тем временем получаю текст статьи «Иомиури».

По-моему, это сенсация.

«Вскоре после того как южнокорейский «Боинг-747» с 269 пассажирами на борту был сбит советским перехватчиком над Сахалином в 1983 году, советская поисковая группа обнаружила «первые ящики» — магнитофоны, записывающие голоса и характеристики полета, признались в воскресенье корреспонденту «Иомиури» члены поисковой группы.

По словам Михаила Демчишина, возглавлявшего поисковую группу из 27 человек, искали в районе Татарского пролива. Зону поиска установили с помощью советских спутников. Через месяц после начала поясков наконец-то были найдены обломки авиалайнера на глубине 174 метров.

Демчишин сказал, что оба «ящика» лежали рядом. Один из них был двадцать сантиметров в длину, тридцать в ширину и оранжевого цвета. Советские офицеры были глубоко удовлетворены результатами поисков, - Другой поисковик рассказал об официальном акте — советском докладе с результатами поисков.

В записи, датируемой 20 октября 1983 года, перечисляются восемь найденных водолазами предметов, а возглавляет список «оранжевый не новый «ящик» со свешивающимся из него проводом», который, по мнению водолазов, и есть один из «черных ящиков».

По мнению Эиширы Секикавы, авиационного эксперта из Японии, Советский Союз скрывает «ящики», так как ему это по какой-то причине выгодно.

Возможно, также, что содержание «ящика» еще не расшифровано до сих пор из-за отсутствия достаточного количества экспертов-технологов».

Кстати, но словам наших водолазов, «черные ящики» были отправлены вертолетом в Невельск, на юг Сахалина.

Водолазы не знают, что было с «ящиками» дальше. «Иомиури» вспоминает в данной связи статью Андрея Иллеша, опубликованную в «Известиях», в которой Иллеш аргументированно предполагает, что «ящики» найдены и отправлены потом в Москву.

Логично. Не для собственного же удовольствия и не для местного начальства 27 водолазов в течение месяца обшаривали морское дно?

Двести шестьдесят девять ни в чем не повинных и тем не менее умерших ужасной смертью людей обязывают нас узнать наконец правду.

Если эту газету сейчас читает кто-нибудь из той поисковой группы, позвоните, пожалуйста, в редакцию по телефону: 250-44-58. Нам не меньше янонцев нужно знать правду об этой трагедии.

И. Кадулин

«Комсомольская правда», 06.08.1991


«Чёрные ящики» надо искать в Москве

Радиограмма из экспедиции «Известий»: «Работа временно прекращена. Шторм. Находимся близ Монерона. Ожидаем благоприятной погоды для погружений па дно». Пока возле острова Монерой в Татарском проливе на судне «Гидронавт» продолжается наша экспедиция по поиску остатков самолета-гиганта, из разных точек — с Сахалина, из Москвы и даже из Тель-Авива — приходят сенсационные сообщения, касающиеся трагедии восьмилеткой давности.


Statistics: 85




Все публикации


...А корни остались нетронутыми

8-м пунктом повестки дня II Съезда народных депутатов стоит вопрос о борьбе с организованной преступностью. Сегодня мы публикуем материал, который, возможно, будет полезен при рассмотрении этой проблемы.