Неизвестный таран капитана Куляпина
В 1981 году в небе над Азербайджаном произошло событие, подробности которого до сих пор так до конца и не раскрыты.
В официальном сообщении тех лет значилось: «Самолет неизвестной принадлежности, нарушив государственную границу, столкнулся с советским самолетом»... Но спустя два года в газете «Красная звезда» под рубрикой «Передовые люди армии и флота» говорилось уже о том, что летчик В. Куляпин атаковал бомбардировщик «противника»...
Американец Джеймс Оберг тоже не обошел это событие стороной. (В его книге «Раскапывая советские катастрофы» мы писали в материале «Как это было» («Известия» № 318 за 1989 г.) . Он утверждает: 18 июля 1981 года капитан ВВС В. Куляпин сбил транспортный самолет, принадлежавший аргентинской авиакомпании. Самолет был зафрахтован для тайной перевозки оружия из Израиля через Кипр в Иран. На борту его — три члена экипажа — два аргентинца и британский подданный, представляющий интересы фирмы — поставщика оружия. Самолет сбили, когда он возвращался из Тегерана на Кипр, и в результате ошибки экипажа оказался не в турецком воздушном пространстве, а над Азербайджаном. Машина двигалась вдоль границы над советской территорией в течение десяти—двадцати минут и была протаранена Куляпиным.
Что же произошло в действительности? Об этом нашему корреспонденту впервые рассказывает сам подполковник В. КУЛЯПИН:
— Я уже собрался было пойти в столовую — было обеденное время, когда заревела сирена. Позвонил на командный пункт. И, получив приказ, быстро переоделся в компенсирующий костюм, надел гермошлем.
В воздухе уже работала наша пара самолетов. Из радиообмена — по интонации летчиков и командам с земли — понял, что на границе происходит что-то серьезное.
Еще на подлете к цели слышал, как летчик, вылетевший раньше меня, сообщал: цель наблюдает, внешне она похожа на наш Ил-18. Потом летчик передал, что «проскакивает», выполняет вираж... Я понял, у нашего летчика скорость больше, чем у нарушителя. И пока он делал вираж, тот успел уйти за границу. Наш летчик получил команду возвращаться.
За это время я уже успел забраться на 13 тысяч метров.
Шел на сверхзвуке к указанному месту. По остатку топлива видел: хватит его еще на 30 минут. Решил: «постою» в зоне дежурства, а потом и домой можно идти. И вдруг снова передают с КП: самолет-нарушитель находится ниже меня! Его высота полета — 8 тысяч метров, моя же — 11 тысяч. Команду с земли мне дали — стать между самолетом-нарушителем и границей, а затем вынудить его к посадке.
Я зашел справа от самолета-нарушителя, сделав крен в его сторону. Еще один крен, и вдруг самолет-нарушитель, также совершив крен, пошел на меня. Жму ручку от себя, ухожу вниз. Успеваю доложить на КП — чужой самолет команды не выполняет. «Покачайтесь с крыла на крыло, пустите красную сигнальную ракету»,— получаю команду с КП. Пытаюсь сделать то, что приказано. Правда, глубокие покачивания на малой скорости не получаются — мой самолет вот-вот мог свалиться в штопор. И все же, насколько возможно это было осуществить, сделал. А вот с сигнальной ракетой дело оказалось посложнее. Сигнальные ракеты на моем типе истребителя просто не устанавливались. Но так как в инструкции была подобная запись, мне ее и зачитали...
Некоторое время мы шли рядом. Потом я снова предпринял попытку оттеснить самолет в глубь нашей территории. Сблизились. Но он снова делает крен в мою сторону — отпугивает.
Мне уже ясно: выполнить команду — принудить «чужака» сесть на нашей территории — не удастся. Очевидно, к такой мысли пришли и на КП, так как вскоре была дана команда — цель уничтожить.
Мы шли с самолетом-нарушителем крыло в крыло. И времени, чтобы зайти ему в хвост и пустить ракету, у меня не было. Да если бы и было — как отстать? Уменьшить скорость? Но она и так минимальная для истребителя такого типа. Выполнить вираж? Но тогда может потеряться визуальный контакт, и пока меня будут наводить с земли, самолет уйдет. Единственная возможность — столкнуться с самолетом-нарушителем.
...Удар был не очень сильный, во всяком случае, я ждал большего. На колени посыпалось стекло.'И откуда оно, я не мог в тот момент сообразить.
Когда катапультировался, а высота была шесть тысяч триста, стал искать: где тот, из-за которого я болтаюсь теперь на парашюте?! Посмотрел вверх — нет никого. Вниз — вот он, падает. По тому, как падал самолет, понял: из таких положений машины не выводят. Но у меня было ощущение, что летчик сумел катапультироваться. Я даже натянул стропы, крутанулся, но никого не разглядел. А через несколько секунд раздался взрыв. Это горел самолет-нарушитель. От него валил черный дым.
Н. БУРБЫГА.
От редакции. В истории мировой авиации воздушный таран на сверхзвуковом самолете совершался дважды. Первый — в ноябре 1973 года капитаном Г. Елисеевым, сбившим в небе Закавказья военный иностранный самолет. Официального сообщения об этом в те годы вообще не было. Но летчик (посмертно) был удостоен звания Героя Советского Союза. Второй — в июле 1981 года капитаном В. Куляпиным, который, рискуя жизнью, выполнил поставленную задачу и был тоже представлен к званию Героя Советского Союза. Но, как разъяснили в Главном штабе ВВС, представление «тормознули» в Совмине. Там, очевидно, приняли всерьез официальное сообщение о том, что в небе Азербайджана столкнулись самолет-нарушитель с советским истребителем.
Рассказав о воздушном таране, который совершил капитан Куляпин, выполнявший действующую и поныне инструкцию: самолет-нарушитель, необходимо принудить к посадке, а если это сделать не удастся — уничтожить, — мы попытались раскрыть еще одну тайну из нашего совсем недалекого прошлого. Увы, сделать это до конца не удалось: что это был за самолет-нарушитель, какой груз находился на борту, почему его вел смешанный «интернациональный» экипаж? — об этом сегодня никто не знает в Главном штабе ВВС, как не знает и сам Куляпин. А подобные сведения — не мелочь. Точное знание произошедшего поможет оценить и обоснованность действий военных да и уровень нашей с вами осведомленности и, стало быть, защищенности.
«Известия», 19.11.1990
Statistics: 17
Пусть люди знают правду
Как известно, решением Гагаринского райкома партии г. Москвы С. Ф. Медунов исключен из рядов КПСС — «за серьезные отступления в бытность., первым секретарем Крас* нодарского крайкома КПСС от требований партии об усилении борьбы со взяточничеством и другими корыстными злоупотреблениями, выгораживание руководящих работников края, уличенных во взяточничестве, и неискренность перед партией».