Миллион за МИГ-15

Во все времена эффективное оружие являлось предметом зависти противоборствующей стороны. Какие только ни предпринимались попытки, чтобы добыть его образец! Так было с нашей знаменитой «Катюшей», с немецкой ракетой «Фау-2»... Эту «традицию» не забыли и после второй мирозой войны, в том числе в вооруженных силах США н СССР, полных интереса друг к другу.


Миллион за МИГ-15

СРАЗУ предупрежу, что речь пойдет не о чистом, классическом шпионаже, где используются фотоаппараты, подслушивающие устройства, электронные средства, о чем писано-переписано, а о попытках завладеть секретным оружием в ходе боевых действий, о джентльменстве и неджентльменстве каждой из сторон.

Итак, начало пятидесятых, корейская война. Заметим, американцы вели самую что ни на есть настоящую войну против корейского народа. Советские летчики, зенитчики, прибывшие туда, участвовали только в противовоздушной обороне страны. И тут была предпринята первая попытка раздобыть друг у друга образцы новейших истребителей — МИГ-15 и F-86 «Сейбрджет».

В конце 1950 года пилоты США, до этого безраздельно хозяйничавшие в небе Корен, вдруг встретили мощное противодействие. Серебристые, стрелообразные самолеты, хозяйничавшие в небе Кореи, вдруг встретили мощное противодействие. Серебристые, стрелообразные самолеты, ходившие на высоте 10.000 метров, пикирующим полетом нападали на их бомбардировщики и истребители. Командующий американскими войсками Макартур вынужден был доложить начальникам штабов: наши пилоты впервые за все время столкнулись с боевой техникой, значительно превосходящей американскую, боевой дух их падает, а налеты не приносят прежнего эффекта, не помогают и «Сейбрджеты».

Что собой представляли истребители МИГ-15 и F-86 «Сейбрджет»? По основным летно-техническим данным они были примерно равны, но МИГ превосходил «Сейбра» (так называли его летчики) в скороподъемности, удельной тяговооруженности. «Сейбр» же быстрее набирал скорость на пикировании, был более маневрен, обладал большей дальностью полета. Однако у МИГа сильное вооружение: две пушки 23-мм калибра и одна 37-мм отличались высокой скорострельностью, их снаряды пробивали любую самолетную броню. 6 крупнокалиберных «сейбровских» пулеметов - «Кольт Браунинг» не давали такого эффекта. Вот из-за этих истребителей и разгорелся сыр-бор.

Боевой опыт у американцев был выше (воевали больше), и они приняли решение посадить МИГ-15, добыть новейший советский истребитель. Тактику избрали такую: повредить самолет и, уже плохоуправляемый, вывести на свой аэродром. По-другому справиться с МИГом - просто нельзя.

Интересный факт рассказал генерал-майор авиации в отставке Герой Советского Союза С. Крамаренко. Его пыталась взять в «клещи» тройка «Сейбров», во главе которой летал ас, полковник, командир американского авиа-крыла. Пришлось сделать десятки «штопорных» переворотов, петель с предельными перегрузками, чтобы выскользнуть из «клещей». При совершении очередной петли Крамаренко сумел открыть огонь и подбить один «Сейбр». Это не охладило пыл американцев, и они преследовали его почти до самого аэродрома, но сделать так ничего и не смогли.

Мысль о том, что посадить МИГ-15 дело бесперспективное, видимо, все чаще стада возникать у заокеанских асов. Советские летчики стали захватывать превосходство в воздухе. К тому же МИГи никогда не приближались к границе Южной Корен, участвовали в схватках далеко от авиабаз США. Тогда американцы делают ход конем, начинают разбрасывать листовки, в которых обещают сначала 100 тысяч долларов, потом больше, а потом и миллион тому, кто приведет им целехонький МИГ. Рассчитаны посулы были на советских летчиков, корейских военнослужащих и крестьян. Правда, как последние могли добыть и доставить самолет, известно, видимо, одним авторам листовок.

Словом, американцы решили «купить» МИГ-15, а в это время горячие головы в Главном штабе Советских ВВС продумывали операцию но посадке уже... «Сейбра». Из Москвы в Аньдун, где дислоцировались наши авиачасти, выехала группа летчиков во главе с генерал-лейтенантом авиации Героем Советского Союза Алексеем Благовещенским, занимавшимся тогда испытательной работой. В большинстве своем это были летчики-испытатели. Прибыли, собрали командиров полков и объявили: всю информацию о воздушной обстановке нам — будем сажать «Сейбр». Пилоты переглянулись: вы, мол, для начала сбить попробуйте, а уж затем сажайте. Потом напрямик сказали «москвичам»: посадить «Сейбр» — безумная затея. На что последовал ответ: ваше дело снабжать нас информацией.

И вот первый вылет, первый бой. Если, судить по результатам, то американские летчики «расколошматили» группу. Один МИГ был сбит, два других получили серьезные повреждения. Прибывшие для захвата «Сейбра» задумались. Последовал восьмидневный перерыв в полетах. В группе Благовещенского приступили к изучению тактики действий противника. Не чурались теперь послушать простых летчиков. И вот новая попытка захвата. Закончилась она опять безрезультатно. Причем при посадке погиб полковник Дзюбенко — самолет перевернулся. После этого генерал-лейтенант Благовещенский, кстати, летчик от бога, но что было, то было, с группой испытателей убыл в Москву.

И что же — захват так и не состоялся? Да, на американский миллион никто не клюнул, видимо, у тех, к кому обращались толстосумы, в ходу были другие ценности. А вот «Сейбр» в Москву отправился. Добыл его полковник Евгений Пепеляев, впоследствии Герой Советского Союза (на счету 23 сбитых американских самолета). Рассказывает сам летчик:

— Бой получился острый, а вот с «Сейбром» вышло проще. Уже выходил из боя, самолет в пробоинах, и тут перед носом — «Сейбр». Пилот не успел ничего предпринять, как я открыл огонь. От места, где находился фонарь, потянулся дымок, машина стала падать» Преследовать не стал, понял, далеко не улетит. Как оказалось, повредил слегка двигатель и катапульту. Пилоту «Сейбра» ничего не оставалось, как посадить самолет. Надо отдать ему должное, сделал он это мастерски. Планируя, дотянул до моря и сел на гальку как раз в тот момент, когда начался отлив. Летчика тут же подобрала служба спасения. — она у них действовала безупречно. А самолет остался...

Дальнейшие события, по свидетельству очевидцев, развивались так. Часа через 2—3 появились американские штурмовики и стали сыпать на район посадки «Сейбра» бомбы. Однако уже начался прилив, и пенистая морская вода укрыла самолет. Наступила ночь. Нашим авиаторам ставится задача: достать истребитель из воды и переправить на аэродром Аньдун. За ночь не управились. Первоначально оттащили его на приличное расстояние от берега в поле и замаскировали под стог сена. Там он простоял целый день. С побережья до аэродрома — дорога с тоннелями, крылатую машину не провезешь. С наступлением темноты истребителю обрезали крылья. Теперь с ним легче. Утром «Сейбр» стоял уже в ряду МИГов. Каждый летчик считал за честь посидеть в кабине. Чуть позже «пленника» упаковали по частям в ящики и отправили в Москву. Так был добыт этот ценный трофей.

В ПОСЛЕДУЮЩИЕ годы американцам не стали давать покоя наши ракеты класса «земля воздух». Началось все с Френсиса Пауэрса, который со шпионскими целями 1 мая 1960 года вторгся в пределы нашей страны. Но Пауэрс, как известно, потерпел фиаско. Журналисты, военные специалисты стали состязаться в предположениях, как рурские могли достать высотный «У-2», И делали вывод: видимо, забарахлил двигатель, самолет снизился до высоты 12.000 метров, и его сбили. В последовавших вскоре официальных сообщениях нашей стороны указывалось, что »У-2» уничтожен на высоте 20—21 тысячи метров— зенитной ракетой. Вскоре и сам Пауэрс заявил: думаю, что это произошло на высоте приблизительно 68 тысяч Футов». Чудо-оружие не могло не заинтересовать американцев, И они стали ждать случая, чтобы завладеть им. И случай представился.

Но сначала короткое отступление.

Сбив Пауэрса, мы получили трофей. Правда, сам »У-2» большой ценности не представлял — дозвуковой одноместный моноплан.. Однако он был оснащен высотным турбореактивным двигателем «Пратт Уитни», позволявшим достигать высот — 20—22 тысячи метров. А это уже кое-что.

Рассказывает майор в отставке С. Бушуев:

— На следующий день после сбития Пауэрса район, где упал самолет, по карте разбили на квадраты, и специально выделенные подразделения приступили к сбору остатков упавшего «У-2». Собрали все, как говорится, до винтика, погрузили в «АНТ» и — в Москву...

История с зенитными ракетами в дальнейшем развивалась так.

Осень 1962 года, карнбский кризис. Для укрепления противовоздушной обороны острова Свободы начали прибывать наши зенитные ракетные подразделения и сразу - на боевое дежурство. Вот тут американцы и задались целью «пленить» ракету.

Вспоминает полковник запаса Н. Перегудов:

— Через педелю после прибытия наши контрразведчики сообщили: американцы собираются похитить ракету. Как? С помощью завербованных местных жителей. Ничего не оставалось, как усилить охрану. В караулы стали ходить операторы, стартовики. Я фронтовик, разные нагрузки испытал, но такого напряжения не припомню. Заработал стенокардию, как и многие мои сослуживцы. Правда, вскоре стало полегче, кубинские товарищи заверили: в районах расположения ракет мышь не пробежит. Это, видимо, стало известно уже американской разведке. И они сменили тактику. Их войсковые «конструкторы» быстро соорудили приспособление к вертолету, рассчитывая с его помощью подцепить ракету с открытого склада или же со стартовой позиции. Вертолет-то оборудовали, но прием против него мы применили самый простой. Последовал приказ: связать хранящиеся ракеты. Зацепить и поднять связку ракет вертолет уже не мог.

Утром 27 октября 1962 года наши зенитчики уничтожили второй после Пауэрса разведывательный «У-2», который фотографировал позиции стратегических ракетчиков. На этот раз пилот майор ВВС США Рудольф Андерсон погиб. Понятно, всякие полеты над Кубой прекратились. Мир стрял на грани войны, выход из положения нашли политики.

Зенитная ракета вновь стала волновать американцев во время их агрессии во Вьетнаме. Летчики США, уверовав в свою безнаказанность, - ходили плотными группами. И при первых пусках были случаи, когда наша ракета уничтожала до трех самолетов. Одних поражали осколки, другие просто падали, так как пилоты в панике катапультировались. Интерес к ракете рос, а захватить ее не удавалось. Зенитчики действовали методом засад. Отстрелялись, свернулись и ищи ветра в поле.

И все-таки проникнуть в тайну ракеты «САМ-2» (по западной терминологии) американцы смогли. Это произошло в начале семидесятых, когда Египет, подвергшийся агрессин Израиля, попросил СССР укрепить его противовоздушную оборону. Наши зенитчики защищали важнейшие объекты арабов, а затем передали им технику. Но к власти пришел Садат, круто повернув внешнеполитический курс. В Египте появились американцы и сразу же уселись за наши «САМ-2».

КОГДА речь идет о добывании образцов оружия, то тут, надо сказать прямо, не до щепетильности, не до джентльменства. И все-таки определенные негласные правила игры существуют. Однако и они не всегда соблюдаются.

Активные действия американские военные предприняли в мае прошлого года, когда в Турцию, на аэродром Трабзон, был угнан советский истребитель МИГ-29. По сообщению газеты «Нью-Йорк таймс», председатель комитета начальников штабов адмирал Крау так хотел обследования МИГ-29, что позвонил по этому поводу начальнику штаба турецкой армии генералу Торумтаю, Турция отвергла требования адмирала, как, впрочем, и других военных, без особого промедления вернув самолет.

МИГ-29 стал демонстрироваться на международных авиасалонах, быд продан Индии, Ираку, Сирии. Если кто из читателей к марте этого года посетил московскую выставку «Авиадвигателестроение-90»: - то наверняка обратил внимание на вчера еще секретные авиадвигатели Д-18Т от самых крупных советских самолетов «Руслан» и «Мрия», Ал-31Ф от лучшего в мире истребителя Су-27... А чуть раньше на выставке в Малайзии можно было увидеть образцы, узнать тактико-технические характеристики наших дальнобойных реактивных систем залпового огня «Ураган» и «Смерч», стрелкового оружия калибра 5,45 мм, танкового управляемого снаряда, двухзвенного транспортера ДТ-30П, что с грузом 30 тонн преодолевает непроходимые болота и реки.

Сдовом, боевая техника продается, выставляется, а силовые методы ее приобретения живы.

Подполковник А. ДОКУЧАЕВ, корр. «Красной звезды». ОТ РЕДАКЦИИ. Обращаемся с просьбой к читателям продолжить начатый разговор о боевых схватках за овладение оружием. Ждем писем с интересными фактами

«Днепр вечерний» (Источник: «Красная звезда»), 13.09.1990


Statistics: 24




Все публикации


Книжные новинки 2013 года

В электронной библиотеке bookz.ru вы можете бесплатно скачать книги, справочники, журналы и словари в электронном виде. Подписавшись на рассылку Новинки, вы всегда будете в курсе последних новинок на сайте. Оставляйте свои отзывы, комментарии и делитесь впечатлениями от книг, ставьте оценки прочитанным произведениям на страницах книг!